По объектам и субъектам деятельности выделяют следующие системы электронной коммерции: 1. B2B B2B
(англ. Business to Business) — термин, определяющий вид информационного
и экономического взаимодействия, классифицированного по типу
взаимодействующих субъектов, в данном случае — это юридические лица. В2В
– сокращение от английских слов «business to business», в буквальном
переводе – бизнес для бизнеса. Это сектор рынка, который работает не на
конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на
другой бизнес. Примером В2В - деятельности может послужить производство
барных стоек или оказание рекламных услуг: физическим лицам реклама ни к
чему, а вот другим организациям она необходима. Под
понятием B2B также подразумеваются системы электронной коммерции, или
системы электронной торговли — программные - аппаратные комплексы,
являющиеся инструментами для осуществления торгово-закупочной
деятельности в сети интернет. В
западных странах, под термином В2В часто понимается обеспечение
каких-нибудь производственных фирм сопроводительными услугами,
дополнительным оборудованием и т. д. Однако в общем смысле определение
B2B соответствует любая деятельность, направленная на клиентов, которые
являются юридическими лицами. Задачи B2B систем Основная
задача систем В2В — повышение эффективности работы компаний на
В2В-рынке за счёт снижения затрат на подготовку торговых процедур и
расширения географии бизнеса до масштаба всего мира. В задачи B2B систем также входит: 1. Организация взаимодействия между предприятиями — быстро и удобно. 2. Построение защищённых надёжных каналов обмена информацией между фирмами. 3. Координация действий предприятий и совместное их развитие на основе информационного обмена. Взаимодействие может быть связано с торговлей, обменом технологиями, опытом, инвестиционной деятельностью и т. д. Классификация B2B-систем B2B-системы различаются по набору предлагаемых функций: 1.
Корпоративный сайт компании: предназначен для общения с партнёрами и
контрагентами, содержит информацию о компании, персонале, руководстве,
продукции, описание услуг. 2.
Интернет-магазин — предназначен для сбыта продукции, может быть встроен
в корпоративный сайт. Он позволяет размещать заказы, проводить
электронные платежи, обеспечивать доставку. 3.
Служба закупок снабжения ищет поставщиков, получает коммерческие
предложения, осуществляет электронные платежи, контролирует выполнение
заказов. 4.
Информационный сайт — предназначен для размещения информации об
отрасли, входящих в неё компаний, параметров состояния рынка, отраслевых
стандартов. 5. Брокерские сайты выполняют роль посредников между покупателями и продавцами. 6.
Электронные торговые площадки (ЭТП): предназначены для
непосредственного осуществления торгово-закупочной деятельности. ЭТП,
как правило, выполняются в виде отдельных сайтов, и на них создаются
рабочие места для предоставления пользователям целого ряда услуг. 7.
Профессиональные b2b-медиа продукты — это продукты (газеты, журналы,
отраслевые каталоги, информационные бюллетени), нацеленные исключительно
на профессионалов, работающих в определённой сфере либо отрасли.
B2B-издания могут быть посвящены вопросам менеджмента, логистики,
продажам, финансам, различным секторам экономики и т. д. Как правило,
данные издания потребляются исключительно с целью получения информации,
необходимой для работы. При этом, различные типы изданий (нацеленные на
определённую профессию или отрасль) могут иметь общую аудиторию, ведь
одни и те же профессионалы работают на разных рынках. 2. B2C Business-To-Consumer (B2C) (русск. Бизнес для Потребителя) — форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи для потребителя. B2C
эффективен для устранения различий между крупными городами и удалёнными
регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2C
позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников.
Устранение посредников даёт возможность устанавливать конкурентные цены
на местах и даже увеличивать их (исключая вознаграждение посредников),
что, естественно, приведёт к росту прибыли. Система
является одним из звеньев в цепочке современных бизнес-процессов, и это
звено строит бизнес-отношения следующего плана взаимодействий:
"Бизнес-клиент". B2C
- это концепция построения бизнес-процессов предприятия и комплекс
Интернет - технологий и инструментов, обеспечивающих повышение
прозрачности предприятия и облегчающих его взаимодействие с клиентами.
Один из наиболее популярных инструментов B2C - Интернет-магазин. B2C
(Business-to-Consumer) - термин, обозначающий коммерческие
взаимоотношения между организацией (Business) и частным, так называемым,
"конечным" потребителем (Consumer) /D.Chaffey, "E-Business and
E-Commerce Management", 2007/. Часто используется для описания
деятельности, которую ведёт предприятие, т.е., в данном случае, -
продажа товаров и услуг непосредственно предназначенных для конечного
использования. Наряду
с этим термином существуют и другие, также обозначающие различные виды
отношений, как коммерческого, так и некоммерческого характера, например:
B2B (Business-to-Business)- "взаимоотношения между коммерческими
организациями", C2C (Customer-to-Customer) - "взаимоотношения между
потребителями", B2G (Business-to-Government) - "взаимоотношения между
организацией и правительством" и т.д. Эти термины широко применяются в
англоязычной среде, как в теоретических трудах на тему делового
администрирования,так и в повседневном деловом общении. 3. C2C Consumer-to-consumer,
«Потребитель для Потребителя» — форма электронной торговли, которая
заключается в продаже товаров и услуг между потребителями. Потребитель
продает непосредственно другому потребителю. В данном случае сайт
выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. 4. B2G B2G
(business-to-government) — экономическое взаимодействие между
юридическим лицом и государственным или муниципальным учреждением.
Отношения между бизнесом и государством. Обычно термин используется для
классификации систем электронной коммерции. Примером B2G-систем могут
служить системы электронных госзакупок. 5. G2B G2B
(англ. Government to Business, русск. Правительство бизнесу) — набор
программных и аппаратных средств для осуществления он-лайн
взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур с целью
поддержки и развития бизнеса. К классу G2B можно отнести информационные
веб-сайты органов власти, системы электронных закупок и пр. 6. B2B2C business-to-business-to-consumer
(B2B2C) - организация обеспечивает продуктами или услугами другую
организацию, которая обеспечивает товарами и услугами собственных
потребителей (сотрудников компании) без наценки. 7. C2B consumer-to-business
(C2B) - частные лица продают товары и услуги организациям, частные лица
ищут продавцов по заявленным ценам (priceline.com). 8. B2E business-to-employees (B2E) - организация обеспечивает услугами, информацией или продуктами работников (обычно через интранет). 9. P2P peer-to-peer
(P2P) - технология, позволяющая обмениваться данными непосредственно
между компьютерами, используется в C2C, B2B, и B2C типах электронной
коммерции. 10. m-commerce mobile commerce (m-commerce) - транзакции осуществляются через беспроводные сети (l-commerce). 11. c-commerce collaborative commerce (c-commerce) - частные лица или группы лиц общаются или сотрудничают online. 12. e-learning e-learning - тренинги и образование online. 13. e-government e-government - государство покупает или обеспечивает товарами, услугами, информацией организации и граждан или наоборот.
|